Альтруизм можно привить
Психическое обучение может эффективно развивать у человека способность заботиться, сострадать и даже вызывать альтруистически мотивированное поведение, что показали психологи в недавнем исследовании.
Независимо от того, идет ли речь об изменении климата и его последствиях, о кризисе беженцев или о несправедливом распределении средств, готовность к сотрудничеству и альтруизм, столь же важны, как международные соглашения или законы, именуемые "просоциальным поведением."
Ученые смогли продемонстрировать, что просоциальность человека податлива и что различные аспекты просоциальности могут быть систематически улучшены с помощью различных типов психической подготовки. Это может быть достигнуто путем обучения, которое состоит из коротких ежедневных практик, которые легко реализовать в повседневной жизни.
Просоциальное поведение определяется как поведение, которое приносит пользу другим людям на индивидуальном или групповом уровне. Исследования по вопросам альтруизма были в центре внимания многих дисциплин, от философии и психологии до математики и экономики, эволюционной биологии и нейробиологии. Тем не менее, удивительно мало известно о том, можно ли прививать альтруистические мотивации человека и как этому обучать.
В течение ни одного месяца, участники исследования проходили когнитивную терапию и обучались различным видам медитации для развития альтруизма. Один из учебных модулей был о повышении внимания, похожий на те, что преподаются в психологических группах борьбы со стрессом, популярные в настоящее время. Другой модуль был посвящен социально-аффективным навыкам, таким как сострадание, благодарность и просоциальная мотивация. Третий модуль был о когнитивной гибкости и способности понимать перспективы других людей.
После обучения участники становились более щедрыми, готовыми помочь спонтанно, например, пожертвовать деньги в благотворительные организации.
Таким образом, модуль аффекта, состоящий из трех вводных дней, еженедельных встреч с преподавателями и около 30 минут ежедневной практики в течение трех месяцев, эффективно повысил альтруистическое поведение независимо от того, как упражнения были объединены с другими практиками.
Таким образом, вывод, который делают ученые, ясен: альтруистическую мотивацию и поведение можно изменить с помощью простых, коротких и недорогих ментальных практик. Культивирование этих аффективных и мотивационных способностей в школах, медицинских учреждениях и на рабочих местах может быть эффективным шагом к решению проблем глобализованного мира и движению к глобальному сотрудничеству.
Anne Böckler, Anita Tusche, Peter Schmidt, Tania Singer. Distinct mental trainings differentially affect altruistically motivated, norm motivated, and self-reported prosocial behaviour. Scientific Reports, 2018; 8 (1) DOI: 10.1038/s41598-018-31813-8